Тайцзи цюань

Содержимое статьи Тайцзи цюань

Тайцзи цюань (кит. Кулак Великого Предела) – самый яркий представитель «внутренних» школ ушу (Великий Предел (Тайцзи) – одно из основных понятий даосской философии).

Тайцзи цюань – это:

  • искусство взращивания жизненной силы и пестования духа;
  • искусство действовать недеянием;
  • искусство быть подвижным, сохраняя покой;
  • искусство мягким одолевать жесткое;
  • искусство побеждать без желания победить.

Многочисленные легенды приписывают заслугу создания Тайцзи цюань знаменитому даосскому отшельнику Чжан Саньфэну (Чжан Три Сокровища), жившему во времена династии Сун 1127–1279 гг. на горе Удан.

Считается, что именно он соединил боевую технику с практикой Нэйдань*. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У – таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана. Следует отметить, что к тому времени Чжан Саньфэн был уже достаточно опытным мастером и вполне мог учиться во сне**.

Другая легенда повествует о том, что однажды Чжан увидел, как сорока тщетно пытается справиться с небольшой змеей. Когда птица пыталась схватить змею за голову, то тут же получала удар хвостом; когда же сорока целилась в змеиный хвост, получала удар головой, когда клюв сороки атаковал середину, змея, изгибаясь, «складывалась», и птице доставалось одновременно с двух сторон. В итоге извивающаяся змея осталась невредима, а несчастная сорока, разбив острый клюв о камень, на котором происходила битва, с позором удалилась. Чжан Саньфэн, таким образом, окончательно убедился в том, что настоящая уступчивость совсем не похожа на бегство, и что, уступая атакующей силе, можно одновременно заполнять создающуюся при этом «пустоту – слабость» и победить, уступая. Этот принцип и стал одним из ключевых для искусства Тайцзи цюань.

__________

* Нэйдань – дословно «внутренний эликсир» – название даосских техник внутренней работы таких, как Даоинь – «Ведение и привлечение Ци», Туна – «Дыхательная практика» и др.

** Одна из версий говорит о том, что он прошел длительное обучение кулачному искусству в знаменитом Шаолиньском монастыре.